В одной из передач цикла “Намедни” с Парфеновым были сказаны слова по поводу множества музыкальных школ, которые были в СССР. Эти школы нужны были в таком количестве не для того, чтобы массово выпускать гениальных музыкантов, а для того, что бы воспитывать хороших слушателей и ценителей музыки. И в этом есть рациональность. Не только в музыке но и в любом искусстве зачастую более подготовленный зритель, читатель, слушатель может увидеть больше, чем случайный поглотитель творчества. На этом, например, основаны тонкие аллюзии в фильмах или мультфильмах. Точно так же, я уверен, дело обстоит и с музыкой.
Прочитал в Снобе, что скоро в Питере будет проводится публичная лекция “Анатомия музыкального слуха”. Прочитав программу жалею, что я не могу туда попасть. А именно:
1. Звук – продольная волна. Параметры звука: длина волны, частота, амплитуда, интенсивность. Единицы измерения.
2. Гармонические ряды. Сложный и простой тон.
3. Гармоники и обертоны. Тембр.
4. Связь объективных и субъективных характеристик звука. Интенсивность-громкость, частота-высота.
5. Нелинейность работы слуховой системы. Следствие нелинейности – субъективные гармоники, разностные тоны, набегание волн и пр.
Иллюстрация – сильный низкий звук (ниже 30-50Гц, субъективные тоны), два звука – разностные тоны
6. Кратко – строение внешнего, среднего и внутреннего уха.
7. Базилярная мембрана, Кортиев орган. Прямое Фурье преобразование звука.
8. Определение высоты звука. Теория места и временная теория.
9. Феномен пропущенной фундаментальной.
10. Влияние тембра звука на определение высоты тона, «расщепление тона» (горловое пение).
Иллюстрация – пропущенные средние частоты, расщепление тона.
11. Влияние центрального процессора на определение высоты тона, шаблоны, образы, гештальт-психология.
12. Нелинейные фазы звука, динамические матрицы, тембр
13. Акустическое обоснование консонансов и диссонансов.
14. Критические полосы, совершенные и несовершенные консонансы и диссонансы.
15. Абсолютный музыкальный слух. Точность, распространенность, привязка к тембру и ладу. 12 нот, 22 и тд.
16. Относительный слух. Точность, применимость к различным строям.
Иллюстрация – чистые терции, натуральная септима, чистые квинты, кварты.
17. Тембральный или интонационный слух. Тембр музыкальных инструментов и звуков речи. Важность для мотивации детей.
18. Чувство ритма.
19. Цветной слух. Архитектонический, мелодический и др. вида. Фонематический слух – основа распознавания звуков речи и некоторой муз. Фактуры (“all the road”)
20. Наследование и развитие музыкального слуха.
21. Кратко о музыкальных строях. Индия, Пифагор, Китай. Развитие музыкальных строев: арабы, средние века, ренессанс, РТС12 и т.п.
22. Заключение.
23. Прослушивание музыки, игра на бис, подбрасывание чепчиков.
Слайды, картинки
Вот почему бы такое мероприятие не провести у нас, в Харькове? Ведь у нас есть и консерватория и филармония. Да и специалиста по физике, акустике, слуху, думаю можно сыскать.
Ведь наверняка, после прослушивания такой лекции музыку будешь воспринимать хоть немножко, но по другому.