Новая искренность

А сейчас много графомании и псевдонауки.

Чем современное кино и театр отличаются от таковых 50ти-летней давности? – Уровнем искренности по отношению к зрителю и к самому себе. Уровень рефлексии, самокопания и само-осмысления подчас зашкаливает. Гришковец с его моноспектаклями – один из примеров того, что называют “новой искренностью”. Вот какое непонятное и скучное определение выдает интернет:

НОВАЯ ИСКРЕННОСТЬ — наметившееся после постмодернизма обращение к общегуманистической, экзистенциальной проблематике, зачастую в реалистическом антураже. Одно из первых определений дано Дмитрием Александровичем Приговым в «Предуведомлении к текстам “Новая искренность”» (1984): «В пределах утвердившейся современной тотальной конвенциональности языков искусство обращения преимущественно к традиционно сложившемуся лирико-исповедальному дискурсу и может быть названо “новой искренностью”» (цит. по: Словарь терминов московской концептуальной школы. М., 1999).




Кстати, сама личность Дмитрия Пригова (1940-2007) заслуживает отдельного интереса. Вот, например, кое что из его мыслей:

БАНАЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕМУ СВОБОДЫ

Только вымоешь посуду
Глядь — уж новая лежит
Уж какая тут свобода
Тут до старости б дожить
Правда, можно и не мыть
Да вот тут приходят разные
Говорят: посуда грязная —
Где уж тут свободе быть


Почитать больше всякого разного можно тут: http://lib.ru/ANEKDOTY/PRIGOW/prigov.txt.

Но вернемся к “новой искренности”. Слова “постмодернизм”, “экзистенциальность”, “конвенциональность” не вносят ясности, а только запутывают. Можно подумать, что “новая искренность” – это удел интеллектуальных снобов, которые смотрят непонятное широким массам интеллектуальное независимое кино непонятно про что вообще снятое. Или, скажем, выступления андеграундного театра. Нет, как мне кажется, идеи “новой искренности” пронизывают огромную часть современного массового искусства. Многим это не нравится. Вот, например, что говорит Владимир Этуш (играл товарища Саахова, если кто не в курсе):

– Новая искренность? Реализм в чистом виде — скучное дело. Если показывать все, как есть, будут одни котлеты и пирожки.

Итак, в эпоху “новой искренности” рефлексия и осмысление, которые должен был испытывать зритель, вынесены на сцену. Теперь они уже стали частью действия, а то и заменой самому действию. Один современный музыкант сказал: “текстура порождает повествование”, что можно прочувствовать послушав образцы современной музыки (ambient, idm и проч.). Так вот, рефлексия (осмысление себя, своего места в мире, осмысление своего осмысления…) также есть повод к повествованию, что и успешно демонстрирует нам Гришковец. Но не только он. Взять хотя бы популярный сериал The Big Bang Theory – в нем также прорывается эта новая искренность.

Лесли Винкл:
– На всякий случай: ты понимаешь, что то, что я осталась порепетировать с тобой, означает, что я доступна в сексуальном плане?

***

Шелдон звонит в дверь Воловица.
Мама Говарда (как обычно – диким голосом): Говард, звонят в дверь, а я занята.
Говард: Я тоже занят, Маман, откройте сами.
Мама Говарда: Мама не может, мама в туалете.
Говард: Боже, зачем мне такие подробности, ты не могла сказать, что просто занята.
Мама Говарда: Так я и сказала, что занята, но тебя это не устроило.
Говард: Знаешь что, я надеюсь, что это грабители, и они снесут мне башку.
Мама Говарда: Ну, если это грабители, не говори, что мама в туалете.
Шелдон уходит, не дождавшись

Честность в чистом виде, разве мы можем представить такие диалоги в фильмах 60-х годов с Одри Хепберн? В старых фильмах нет места мелочам, которые не относятся непосредственно к сюжету. На длинные рассуждения героев о какой то посторонней фигне нет времени. Это ведь никак не раскрывает характер героя – лубочному персонажу незачем рассуждать о том, как местные жители называют гамбургер в какой то другой стране. Но вот в Криминальном чтиве или, скажем, в фильме “Клерки” разговоры героев о жизни, о мелочах, придают определенную живость.




Зритель видит, что перед ним не оторванный рыцарь без страха и упрека, а такой же человек, как и он сам, и которого точно так же раздражают или интересуют те же вещи вокруг, что занимают и самого зрителя.

Новая искренность может проявляться не только в фильмах, но и в предвыборных листовках:




По поводу такого вот заигрывания Максима Каца с электоратом в стиле “новой искренности” одна тетенька разразилась большим язвительным постом. Вот, мол, типа искренен, да не до конца, не все говорит, поэтому лучше пусть не выделывается и не строит из себя такого типа честного. Пусть не дает пустых надежд, а будет как все нормальные кандидаты/депутаты – в нормальном костюме и с нормальной, привычной нам лапшой из обещаний, когда и депутат и народ понимают, что это просто такая формальность, игра. Депутат как бы обещает, народ как бы верит. Так нет же, у нас тут новая искренность…

Симпсоны, Футурама, Южный парк – это та самая новая искренность. Практически все, что мог бы сказать интеллектуальный сноб по поводу этих мультфильмов уже сказано в них же самими авторами, которые сами по себе те еще язвы. Поэтому снобам остается только лишь критиковать зрителей.

А в это же время зритель, который вовлечен в современный искренний реализм, иногда нуждается и в старом, добром, наивном кино. Кино, где сделаны лишь главные наброски, штрихи, где простой сюжет не тонет в шуме. И даже звука там может не быть – я говорю про фильм-сенсанцию 2011 года “Артист”.

Хорошо это все или плохо – не знаю. Кто то может сказать, что новая искренность не оставляет зрителю пространства для собственного размышления, отупляет, но я скорее с таким мнением не соглашусь. Хотя, вполне возможно, воздействие новой искренности на конкретного человека зависит от его личного зрительского опыта. Очевидно, что чем больше человек видел разных образчиков искусства “старой искренности”, тем он лучше понимает аллюзии в новом. Поэтому, для вдумчивого зрителя хорошее новое искусство всегда будет поводом к тому, чтобы узнать, понять и осмыслить искусство прошлого.

Ссылки по теме:

Новая искренность Чарли Кауфмана
http://chewbakka.com/godistv/charlie_kaufman

Новая искренность
http://litprom.ru/thread22886.html

ИДЕОЛОГИЯ ПОСТИНФОРМАЦИОННОЙ ИСКРЕННОСТИ
http://www.guelman.ru/xz/362/xx30/xx3005.htm

Поделиться:      twitter       facebook