Трансгуманизм, Пелевин и христианство

Давеча Вконтакте познакомился с людьми, которые отстаивают трансгуманистические идеи. Грубо говоря, насколько я понял из разговора и из последующего чтения интернетов, основная идея трансгуманизма состоит в том, что научно-технический прогресс способен изменить человека, его природу и сущность. Благодаря прогрессу человечество будет избавлено от всевозможных пороков, которые всегда подталкивали людей к грабежу, убийствам, войнам и насилию вообще. У меня имеются некоторые сомнения относительно всего этого.


Трансгуманизм: куда движется человечество?

Во-первых, нужно понимать, что эволюция человека может развиваться как в физическом плане, так и в социальном. Последние несколько тысяч лет человек практически никак не эволюционировал физически, чего нельзя сказать про социальную эволюцию. Не секрет, что поведение человека во многом определяется именно социумом, тем, как социум воспитал данного индивидуума, какие нравственные установки и обычаи несет в себе общество. Так вот нравственность и обычаи – эволюционируют, а человек – нет. Такой вот парадокс.

Во-вторых, и это следует из ранее сказанного, волевым усилием небольшой группы людей социальная эволюция всего общества, которая зиждется лишь на тараканах в головах у родителей, воспитывающих своих детей, может легко быть повернута вспять или еще в какую либо сторону. Эксперименты Милгрэма это все прекрасно иллюстрируют.

В-третьих, учитывая предыдущие два пункта, можно сделать вывод (если не хотите – не делайте!), что научно-технический прогресс для человечества является своеобразным наркотиком, который смягчает боль, давая людям дешевую еду, жилье, безопасность и прочие ресурсы, в борьбе за которые не нужно убивать и порабощать других, как это было раньше. На жизнь хватит всем, нижние уровни пирамиды Маслоу заполнены. Но стоит лишь отобрать у человечества плоды прогресса, как моральные установки немедленно сдвинутся и люди вернутся в свое естественное состояние борьбы за выживание любыми средствами. Не стоит считать, что употребив слово «наркотик» я имел в виду что-то плохое – нет, не плохое, а то, без чего станет плохо.

Трансгуманисты, чтобы обойти проблему несамодостаточности человеческой социальной эволюции предлагают также воздействовать на человека так, чтобы человек менялся физически – новые гены, другое функционирование мозга и т.д.

И тут я бы хотел вспомнить Пелевина. Многие его рассказы и повести несут такую мысль, что одно только нужное слово может изменять физическую реальность. Вспомним «Бубен нижнего мира», где читатель этого рассказа незаметно для себя собирает «луч смерти» в своей собственной голове из фраз-афоризмов, героя романа Burning Bush, который управляет президентом США, подбирая нужные слова для религиозного фанатика. В романе «Зенитные кодексы Аль-Эфесби» с помощью написанного слова выводились из строя беспилотные самолеты. То есть идея состоит в том, что правильно подобрав слова можно менять физическую и ментальную реальность.

Таким образом, можно считать, что первые христиане, которые писали библию, являлись одними из первых носителей идей трансгуманизма. И в самом деле – христианство, сама идея, выраженная лишь словом, все это изменило человечество. Но, к сожалению, только лишь в социальном плане. Как две тысячи лет назад люди с ненавистью кричали «распни его!», так и сегодня, воспитанный в рамках христианской морали народ содержат в себе не меньшее количество первобытного страха, ненависти и злобы. Слово, как средство, не работает? Но может быть, это просто было не правильное слово?

Поделиться:      twitter       facebook