Словакия этим летом: транспорт, поезда и горы.

Этим летом случилась возможность съездить в соседнюю Словакию на несколько дней. Так как поездка была достаточно короткая, то значительную часть времени было затрачено на дорогу. Тем более, из-за того, что ехать международным поездом Киев-Братислава довольно дорого, и я ехал со множеством пересадок, мне видится полезным написать здесь некоторые аспекты такого путешествия.

Получение визы в Словакию: Для большинства жителей Украины визу нужно получать в Киеве (ул. Паторжинського, 14), есть еще консульство в Ужгороде. Словакия находится в Евросоюзе и в Шенгенской зоне, поэтому требования для получения визы достаточно суровые. Можно заполнить анкету онлайн на сайте https://ezov.mzv.sk где можно поставить галочку “отправить заявку как PDF к вашей электронной почте”, чтобы заполненная анкета была прислана для дальнейшего распечатывания, вклейки фотографии и отдачи ее в консульстве. На том же сайте можно зарезервировать дату и время, однако очередь для подачи документов все равно живая. Рядом с консульством с раннего утра дежурят ребята на легковой машине, которые представляют услуги ксерокса и страховки. Стоит виза класса С 35 евро.

Пересечение границы Словакии я делал на автобусе Ужгород-Кошице. Он отправляется из Ужгорода в 7-40 утра и хорошо стыкуется по времени с поездом 99 Киев-Ужгород (можно успеть сходить в туалет, купить билет…). Раньше, был поезд Харьков-Ужгород, однако из-за покращення на ЖД Украины пришлось ехать в новом Хюндае до Киева. В нем же ехало множество иностранных болельщиков. Я даже сделал фото польских хипстеров (мне кажется, что хипстеры выглядят именно так):

Это мне напомнило картинку, на которой изображен образ европейского интеллектуала:

Автовокзал отстоит от ЖД вокзала в Ужгороде на несколько сот метров. Билет стоит порядка 80 гривен, можно брать за несколько минут до отправления – свободные места есть. Автобус – старый классический междугородний медленный Икарус Z250. Жители приграничных территорий зарабатывают перевозкой товара через границу. Меня спросили не соглашусь ли я провезти блок сигарет, я отказался. Из Украины в ЕС везут сигареты и спиртное (водку), ввоз всяческого сала, мяса, масла вообще запрещен. Сразу скажу, что обратно тоже везут товар: автобус забит продуктами и пивом. В этом кроется опасность того, что на таможне можно очень долго простоять, поэтому нельзя подвязывать транспорт впритык.

Музыкальное отступление: в дороге я часто слушаю плеер, и чтобы все было аутентично, в этот раз я помимо прочего слушал и эту песню Словацкого барда и рокера Dezo Ursiny (как я понял, он был для словаков кем то вроде нашего Цоя, или Макаревича):

Песня называется “Ранняя пташка”.

Послушайте, как мы выходим из сна
и свет, шелест газетных страниц
На остановках набитых автобусов
роботы на нашем пути каждое утро –
Ураган в руках мужчин,
на ветру развеваются заголовки….

Я ехал в горы Высокие Татры, однако мне там нужно было быть утром, и поэтому план был провести остаток дня в Кошицах, и завтра самым ранним поездом поехать к Татрам. Далее будут следовать фотографии Кошице.

Вот такой автовокзал Кошице и наш, украинский автобус, который выделяется на фоне новеньких EuroBus-ов:

Рядом с автовокзалом находится и железнодорожный вокзал, перед которым круг трамваев и автобусов. Трамваи есть и такие как у нас, а есть и длинные с гармошками, с двумя кабинами.

Автобусы большие, ходят часто и, видимо, по расписанию

Система оплаты в городском транспорте довольно замысловатая и богатая различными возможностями. Так, можно купить определенное число часов нахождения в салоне, можно купить число поездок и т.д. Вот ценник:

Билет можно купить в таком автомате:

При входе в салон нужно вставить билет в желтую коробочку, которая есть возле каждой двери, она печатает на билете данные о поездке.

На ЖД вокзале купил билет на следующий день. Билеты там действуют сутки, без места. То есть цена зависит только от расстояния. Узкоколейная железная дорога в Татрах также является равноправной частью ЖД Словакии, и поэтому, если нужно добраться до места в горах, то при пересадке отдельно билет на узкоколейку брать не обязательно, можно все включить в единый билет. На вокзале пофотографировал Словацкие поезда:

Рядом с вокзалом находится парк в котором имеется очень дешевый хостел. За ночь хотят 10 евро. Вот его фотография:

И более подробно:

Но я там останавливаться не стал. Положив рюкзак в камеру хранения на вокзале (довольно стремную!) за 1 евро/сутки я пошел в город. Чтобы закончить с вокзалом отмечу, что туалет там стоит 30 евроцентов.

На пути к центру в парке есть два памятника, посвященных Второй Мировой. Один из них – советскому генералу, другой – лидеру словацкого народного восстания.

Я говорил с местными по поводу их мнений об СССР и о прошлом. Они спокойно относятся к своей истории и разрушения памятников, развенчания героев нет. Вдоль дорог также много военной техники в виде памятников.

Вот такие там улицы и троллейбусы:

Птичка на почтовом ящике. Это похоже на символику почтовой службы:

А это пешеходная улица, ведущая в самый центр – к собору Святой Елизаветы:

Вот и сам собор. Сейчас он реставрируется, поэтому не все ракурсы приятны.

В центре Кошице много кафе и ресторанов. Вообще, дешевой еды как у нас (вроде шаурмы за полтора евро, или половины сочной нажористой пиццы за евро) там нет, поэтому если уж кушать, то лучше в приличном заведении с официантами. Я взял спагетти с курицей, приправленные сыром и сушеными помидорами (4,99 евро), и бокал пива Будвайзер (1 евро). Много, вкусно, сытно. А вот к примеру двойной чизбургер в их Макдоналдсе там стоит 2,5 евро, в то время как в Макдоналдсах Харькова он стоит чуть меньше 1,5 евро.

На центральной улице, за собором расположен сквер с лавочками, фонтанами и то ли ратушей, то ли дворцом бракосочетаний (он на фото вдали):

Там же находится и эта башня:

А так же на центральной улице находятся такие вот домики:

Вообще, чтобы лучше прочувствовать город и местность я люблю уйти куда то из туристического центра на окраины. Было время и я сел в трамвай и поехал. Он привез меня на конечную станцию в отдаленном заводском районе:

Ближе к вечеру опять прошелся по центру:

Все таки там много велосипедистов:

А остановился я в кафе-клубе-баре-хостеле “Мадрид”. Хозяин, как и практически все старшее поколение, тем кому за 45, понимает по-русски. Контактировать с молодежью можно только по английски. За ночь взяли 15 евро. Мне повезло, я спал один в большой комнате, а ведь могло быть все совсем по другому… Рядом с комнатой был туалет и душ.

Вот сам этот клуб:

Обратите внимание на рисунок на двери:
Дверь клуба Мадрид

Комната для гостей:

Музыкальное отступление: Вот, записал отрывки местного FM эфира с разговорами на словацком, джинглами, рекламой и прочим колоритом.

Рано утром я сел в поезд. Так выглядит купе 2 класса медленного поезда, который останавливается у каждого столба (за эти же деньги можно было ехать и “быстрым” поездом в его 2м классе, но выигрыш по времени не очень большой).

В дороге открываются довольно живописные виды:

Что интересно, на каждой захудалой платформе установлена табличка, которая указывает направление на крупный город, чтобы заблудившийся путешественник смог сразу соориентироваться, где ждать нужный ему поезд.

Такой там подвижной состав:

На станции Попрад я пересел на горный поезд, который идет по узкоколейке в Татрах. Он стартует со второго этажа вокзала обычной ЖД:

Вот в каком обрисованном вагоне я приехал:

А вот такие поезда-трамвайчики ездят по извилистым железнодорожным серпантинам в горах:

На крутом спуске ходит “трамвай” с зубчатой передачей (присмотритесь, на фото видно гребенку между рельсами)

Я почти на месте:

Вид из окна. Там вдали за горами Польша:

Это горное озеро рядом с отелем:

Не получилось передать всей глубины пейзажа:

Путь обратно был таким же. Автобус Кошице-Ужгород-Мукачево отправляется из Кошиц в 14-20 по местному времени со 2й платформы автовокзала:

Обратно тоже везут кучу товара – разнообразная еда и пиво. Все это распихивается под сидения и добирается, закупается по дороге. Все везут официально, никто уже не просит провезти пару палок колбасы. Оформление на таможне может занять длительное время (час-два), поэтому не стоит привязываться по времени к прибытию этого автобуса в конечный пункт.